Два на два размер
Музыкальные размеры – 2/4, 34, 4/4, 6/8
Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.
Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.
Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.
статьи:
Пульсация
Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная.
И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс.
Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.
Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.
Доля
Доля – единица измерения пульсации.
Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.
Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.
Размер, метр, такт
Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.
Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.
Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее.
Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами.
Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/1-Dve-chetverti.mp3
Метр
Очередность сильных и слабых долей называется метром.
Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.
Такт
Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.
Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.
Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:
Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/2-Tri-chetverti.mp3
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/3-Ritm-chetyre-chetverti.mp3
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Виды размеров
Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.
Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.
Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/4-Ritm-dve-chetverti.mp3
Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/5-Tri-chetverti-ritm.mp3
Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/6-Tri-chetverti-ritm.mp3 Появились вопросы? Задайте их мне
Сложные размеры
Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее ходовыми сложными размерами являются:
- Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
- Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
- Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
- Двенадцатидольный – 12/8; 12/16
Сильная и относительно сильная доля
В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.
На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья.
Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>).
Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.
Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money», мотив которой легко ложится на слух и запоминается.
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2021/07/7-money.mp3
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Заключение
Два на два размер
Порой не всегда удается изобразить деталь на чертежном документе в натуральную величину. Наибольшие трудности вызывает построение объемных деталей с большими габаритами, выходящими за рамки форматов А1 и А0.
Специалисты используют в работе чаще масштаб 2 к 1. Это как? Все очень просто — нужно пропорционально увеличить все размеры детали или какого-либо механизма в 2 раза для того, чтобы их лучше было видно на листе.
Для изображения элементов на чертеже необходимо знать или измерить их линейные размеры, затем умножить их все на два и уже по удвоенным размерам делать чертеж. Важно помнить, что размеры углов при этом и радиусы скруглений увеличивать или уменьшать не нужно!
На два размера меньше
Несколько лет назад я описал один клинический синдром, который, хотя и не зарегистрирован ни в медицинских, ни в психологических научных трудах, наблюдается или когда-нибудь наблюдался у каждого из нас. Я решил назвать его «синдром ботинок на два размера меньше», сейчас поймешь почему.
И этот Жан Дюпон, который на самом деле больше ничто, который все меньше и меньше является кем-то, который улетучивается через все поры своего тела, останавливается еще раз, потом останавливается все чаще и чаще в этом толкущемся потоке и уже не задает вопроса, и даже не
Каким должен быть размер гаража на 2 машины
При расчёте расстояния между стеной и автомобилем учитывается много факторов. При необходимости хранения велосипеда нужно оставить лишний метр ширины. Если автомобиль пятидверный, то до стены должно быть минимум 50-60 см, если автомобиль трёхдверный, то 70-90 см.
Автомобиль перестал быть элементом роскоши. Чаще всего он воспринимается как необходимость, без него жизнь у многих просто изменится или остановится. Во многих семьях сейчас в распоряжении есть две машины.
И это очень удобно – кто-то едет на работу, а на второй машине другой член семьи занимается своими делами.Или же два автомобиля являются разноплановыми – первым автомобилем является маленький хэтчбек для поездок по городу, а второй – внедорожник для частых поездок за город.
Рекомендуем прочесть: Переселение В Городе Рузаевке Ветхого Жилья
Как выбрать оптимальный размер гаража на две машины
И главный минус любой автоматики – зависимость работы системы от подачи электричества. При отсутствии света открытие и закрытие гаража станут невозможными. Но и в этом случае есть решение. Можно настроить ручную систему разблокировки. Такую опцию производители обычно включают в дополнительную комплектацию.
Опытный мастер, который строит не первый год, может использовать простые чертежи, сделанные согласно собственным вкусам и предпочтениям. Остальным лучше обратиться к специалистам. Стоимость подобной услуги небольшая, а качественно подготовленный проект сможет обеспечить долговечность и прочность будущего строения.
Размеры постельного двуспального белья
Наволочки для двуспального постельного белья практически у всех производителей выпускаются только двух видов: 70х70 и 50х70. В комплекте могут быть две одного размера, или по паре тех и тех. Подушки в большинстве своем тех же параметров, поэтому ошибиться трудно. Берем набор спокойно, если:
На данный момент производители текстиля не обязаны строго следовать размерам двуспального комплекта постельного белья, стандарты которого прописаны в ГОСТ: эти цифры носят скорее рекомендательный характер.
Нет сегодня жестких предписаний относительно параметров постельного и в других странах – импортерах постельного белья в Россию.
Поэтому то, что сегодня мы называем «стандартными размерами» — это параметры, основанные на реальности: ширина кровати или дивана, которые обычно зовутся двуспальными, начинается от 140 см.
Размеры женской одежды в цифрах
Производители спортивной одежды сейчас не сильно заморачиваются международными стандартами по размерам, выпуская продукцию согласно собственной размерной сетке. Однако некоторые фирмы используют малоизвестную цифровую маркировку для обозначения спортивных размеров одежды.
Покупая женскую одежду за границей через интернет-ресурс, где большая часть ассортимента имеет буквенную маркировку, можно столкнуться с необычным цифровым обозначением, «прочитать» которое сможет только самый продвинутый шопоголик . Цифры от 1 до 10 могут относиться к разным системам: сетке размеров спортивной и американской одежды.
Как выглядит грудь 2 размера
Красивая грудь на протяжении длительного времени считалась украшением каждой девушки.
Но в разное время ее идеалы меняются: когда-то модными считались пышногрудые дамы, а в 18 веке на пике популярности были хрупкие леди с небольшим бюстом.
Красота груди не зависит от ее размера, гораздо лучше иметь правильные параметры. Если вы не довольны своим размером груди, всегда можете «украсить» его, правильно подобрав нижнее белье.
Рекомендуем прочесть: В течении скольких дней можно снять побои
Не стоит комплектовать по поводу маленькой груди, тем более 2 размер – это не такой и маленький.
Согласно проведенным исследованиям можно сделать вывод о том, что около 75% мужчин предпочитают дам с небольшой, но натуральной грудью.А если вы не нравитесь сами себе, то можно использовать для носки специальное белье с вставками и визуально приподнимать и увеличивать бюст.
Минимальный размер алиментов на двух детей
В каком размере алименты на двух детей будут выплачиваться, устанавливает суд. С момента вынесения решения начнутся взыскания.
Если ранее родитель уклонялся от материальной поддержки своих детей, то с него возможно будет удержать все выплаты максимум за трехлетний период.
Алименты перестают платить на двух детей по достижению ими 18-летнего возраста, и новый брак в данный период взросления детей никак не отменяет алиментные отношения.
Если супруги не могут договориться о выплатах, и эта неопределенность затягивает процедуру уплаты, то мать, оставшаяся с двумя детьми, может обратиться в мировой суд по месту жительства, предоставив определенный пакет документов. Подача документов – достаточно хлопотная процедура, и к ней нужно основательно подготовиться. Для рассмотрения заявки нужны:
Как построить гараж на 2 машины: размер, оптимальная ширина, план, чертежи и фото
Это место хозяйки часто используют в качестве кладовой для солений. Строительство сооружения должно осуществляться в соответствии с нормативами. Среди особенностей помещения можно выделить наличие смотровой ямы, или же можно построить гараж на 2 машины с хозблоком.
Сегодня многие семьи имеют не одну, а сразу две машины. Удобно, когда есть несколько авто: отец с сыном могут уехать на рыбалку, а мама съездить на рынок за продуктами. Актуальным является вопрос: «Как построить гараж на 2 машины?»
Дизайн кухни размером 2 на 2: пытаемся уместить самое полезное
Взамен громоздких портьер и огромных карнизов можно использовать жалюзи, рулонные или римские шторки. Если вы все-таки предпочитаете портьеры, то лучшим вариантом станут воздушные грациозные прозрачные занавеси. Итог таких манипуляций удивит и порадует вас своей пропорциональностью.
Чтобы сделать кухню более вместительной и при этом сохранить легкость и уют, используйте приемы экономии пространства с помощью современной техники и многофункционального оборудования для кухонь. Это могут быть выкатывающиеся полки, ящики, корзины и т.д. Взамен громадной плиты можно приобрести варочную панель и отдельно духовой шкаф, который можно расположить в нише для техники.
Музыкальный размер: его виды и обозначения
Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.
В предыдущем выпуске мы уже говорили о том, что основой музыки является равномерная пульсация. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, причем сильные и слабые удары чередуются не как попало, а в какой-нибудь строгой закономерности.
Счет сильных и слабых долей
Чаще всего встречаются такие последовательности чередования: 1 сильный удар, 1 слабый или 1 сильный и 2 слабых. Для удобства удары пульса пересчитываются (рассчитываются на первый-второй или на первый-второй-третий, как на уроке физкультуры).
Причем каждый сильный удар является первым. В зависимости от количества слабых ударов счет ведется до двух, до трех или до другой величины, пока снова не наступит сильное время.
Такой счет ударов (их еще называют долями) называется музыкальным метром.
Предположим, что пульс бьется четвертными нотами, попробуем изобразить его биение в ритмической нотной записи. На нижеприведенном рисунке все удары пульса изображены четвертными нотами. Если удар сильный, то под ноткой стоит знак акцента (>), он похож на математический знак «больше».
Время от одной сильной доли до наступления следующей сильной доли в музыке называется тактом, такты разделяются, то есть отграничиваются друг от друга тактовой чертой. Таким образом, тактовая черта всегда располагается перед сильной долей, а это значит, что каждый новый такт начинается со счета «раз» (то есть с первой, сильной доли).
Какие бывают метры и такты?
Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).
Что такое музыкальный размер?
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»).
Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления).
Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:
Что означают эти числа?
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.)
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже.
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д.
Простые музыкальные размеры
Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.
Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты (ни больше и ни меньше). Но эти четвертные ноты, вернее их сумму, можно «набрать» разными длительностями.
Например, какую-то из долей или даже обе сразу можно раздробить на восьмые или шестнадцатые (можно в разных комбинациях), можно дробить на триоли и квинтоли. Также можно, наоборот, не дробить, а соединять две четверти в одну половинную, можно вписывать ноты с точками, используя знаки, увеличивающие длительности нот.
Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.
Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами.
Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером.Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.
Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три».
Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки).
Распространенные варианты ритмического заполнения:
Сложные музыкальные размеры
Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.
Размер 4/4 «четыре четверти» – содержит четыре доли, и длительность каждой доли равна одной четвертной ноте. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей.
Первая доля называется сильной, а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной, которая слабее, чем сильная.
Дополнительно сообщим, что музыкальный размер 4/4 иногда обозначают также знаком, похожим на букву C (незамкнутый круг).
Размер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).
Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.
Смешанные размеры
Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным.
Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8.
Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).
Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.
Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.
Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.
Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).
Музыкальный размер
Воспринимая музыку на слух, простой обыватель получает возможность насладиться оригинальной звуковой палитрой: красотой мелодии, интересными ритмическими комбинациями и виртуозными пассажами. Музыкальное полотно кажется безупречным: в нем нет ничего лишнего, всё гармонично.
Но профессиональные музыканты знают, что при кажущейся спонтанности и абстрактности, каждое музыкальное произведение имеет четкую, можно сказать, математическую структуру. Музыка – это не просто набор красивых звуков и аккордов, гармонично перетекающих один в другой.
Оказывается, ее можно измерить и посчитать.
Размер
Теории музыки существуют понятия метра и ритма. Метр — это расстояние от одной сильной доли в такте до следующей сильной доли, а ритм – это чередование нот разных длительностей.
Чтобы музыка звучала правильно (то есть так, как задумал композитор), мы должны сыграть нужную ноту в отведенное для нее время. Ведь музыка – это искусство, которое разворачивается во времени, и для каждой ноты задумана своя очередь и свое время в произведении.
Музыкальный размер — это «регулировщик», который задает музыке определенные параметры метра.
Виды долей
Каждый такт условно делится на несколько частей. В размере 2/4 – на 2 части; в 3/4 — на 3 части; 4/4 – на 4 части. Это и есть доли. В каждой части/доле может быть не 1, а 2 ноты (в размере 6/8 – три ноты в первой доле и три — во второй).
Музыка имеет «сердцебиение» — внутреннюю пульсацию, которая образуется чередованием сильных и слабых долей. В двухдольном размере сильной долей будет первая нота в такте, а вторая — слабой. В трехдольном размере сильной будет первая доля, а вторая и третья – слабые. В четырехдольном размере первая доля сильная, вторая слабая, третья относительно сильная, четвертая – слабая.
Такты
Нотный стан разделяется тактовой чертой, а в пространстве – в тактах — излагается музыкальный материал (мелодия, аккомпанемент). Количество нот в одном такте может быть разным: от одной до четырех и более.
Деление каждого произведения на такты позволяет структурировать и держать в порядке все его компоненты: мелодию, аккорды и ритм. Такт это своего рода емкость, которая имеет свою вместимость.
Он может вмещать в себя только определенное количество нот с учетом их длительностей.
Таким образом, в «Жеребёнке» в каждом такте содержится две четвертные доли (но не обязательно четвертные длительности!). Это видно в строчке, где написан аккомпанемент – в первом такте мы видим две четвертные ноты.
А что же в верхней? Почему там 4 ноты? Поскольку там присутствует ритм из более мелких длительностей – восьмых — их количество возросло до четырех в такте. Две восьмые соответствуют одной четвертной.
Если в такте 4 восьмых, то они эквивалентны двум четвертым.
Для того, чтобы понимать, сколько нот каких длительностей должно быть в такте при разных размерах пьес, нужно знать длительности и их счет.
Теперь обратим внимание на второй такт. В мелодии мы видим две четвертные, а в аккомпанементе одну половинную. Одна половинная соответствует двум четвертым точно так же, как одна половинка яблока равняется двум его четвертинкам (только они меньше и их две, но в сумме они все равно являются половиной яблока).
Таким образом, музыкальный размер 2/4 может быть выражен в такте так:
- половинной (одна в такте);
- четвертными (и тогда их в такте может быть только две);
- восьмыми (это более мелкие длительности, поэтому в такте их будет 4);
- шестнадцатыми (это совсем короткие нотки, их в размере 2/4 будет 8 на такт).
Примеры музыкальных ритмов
Это всё еще кажется сложным? Тогда представьте себе, что у вас есть корзина, в которую вмещается 2 кг яблок. В нее вы можете положить:
- одно яблоко весом 2 кг (одна нота половинной длительности);
- 2 яблока весом по одному кг (две четвертных);
- 4 яблока по полкило (4 восьмых);
- 8 яблок по 250 г (8 шестнадцатых).
При этом вы не можете положить в корзину яблоко весом 4 кг (что будет соответствовать одной ноте целой длительности, которая измеряется четырьмя счетами-«килограммами»), поскольку ваша корзина может вмещать только 2 кг.
Если ваша корзина (такт) может «вместить» 4 кг (музыкальный размер 4/4), вы можете ее наполнить следующим образом:
- одно яблоко на 4 кг (=одна нота целой длительности; счет 1-2-3-4);
- два яблока по 2 кг (=две половинные);
- 4 яблока по 1 кг (4 четвертных в такте);
- 8 яблок по 0,5 кг (8 нот восьмыми длительностями; счет 1-и-2-и-3-и-4-и).
В такте вы можете увидеть комбинации из нот разных длительностей. Это называется ритмом или ритмическим рисунком. При написании какой-либо пьесы композитор использует придуманную мелодию и ритм, которой придается определенная структура.
Размер такта в музыке и есть той самой «корзиной» (структурой), емкость которой ограничена количеством нот в такте и их «весом» (длительностями).
Простые и сложные размеры
Размер в музыке бывает простой и сложный (смешанный).
- простые двухдольные: 2/2, 2/4, 4/4, 2/8, 2/16;
- простые трехдольные: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16;
- сложные (смешанные): 4/4, 4/8, 12/8, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8 и т.д.
Сложные размеры в музыке – это результат объединения нескольких простых размеров.
Так, размер 12/8 в музыке будет считаться 4 раза по три счета внутри каждого такта. Рассмотрим, какие ритмические конфигурации можно встретить в музыке с таким параметром:
Теперь изучим трехдольные размеры: 3/4, 3/8 и 6/8. Их еще называют музыкальными размерами вальса. Давайте разберемся с их счетом.
В размере 3/4 будет присутствовать стандартный счет на три: раз-два-три. В 6/8 в одном такте будет два раза по три счета: 1-2-3, 1-2-3. Точь-в-точь, как движения классического вальса. Как же считать размер 3/8 в музыке? Также на три счета. Например:
Размер 8/8 в музыке представляет собой объединение трех простых размеров: 3+3+2 или 3+2+3 или 2+3+3 (так группируются ноты в записи).Музыкальные размеры 4/4 и 2/2 похожи между собой. В первом случае один такт будет считаться на 4 счета (1-2-3-4), а во втором случае один такт считается два раза по два (1-2, 1-2), что в сумме также составляет четыре. Не забываем, что в музыкальном счете может присутствовать связка «и», которая часто употребляется, когда в музыке присутствуют восьмые длительности.
Посмотрим на примеры 4/4 и музыкального размера 2/2:
Музыкальный размер танго «Кумпарсита» Х. Родригеса — самого известного и страстного танца в мире – 4/4. Здесь отчетливо слышен четырехдольный метроритм: 1-2-3-4:
Проанализируем мелодию и ритм этого произведение (верхнюю строку). В первом такте мы видим наполнение в виде четырех четвертных. Здесь всё предельно ясно – каждая четвертная будет соответствовать своему счету. В данном случае этот счет будет порядковым: раз (первая нота) — два (вторая нота) — три (третья нота) — четыре (четвертая нота).
Во втором такте на первую долю стоит пауза. Паузы, как и ноты, имеют такие же длительности. Итак, во втором такте на первую долю стоит восьмая пауза. Ее мы считаем – раз. Далее идет группа из трех восьмых. На каждую из них попадает счет: и-2-и (помним о том, что восьмые «любят» связку «и»). Затем следует четвертная и четвертная. Им достается то, что осталось: 3-и; 4-и.
С нового такта счет начинается заново.
Важное примечание: счет должен быть всегда равномерным и четким.
А попадание каждой ноты в отведенный для нее счет является обязательным условием правильного исполнения произведения! Начинающим музыкантам рекомендуется считать вслух, чтобы добиться соответствия счета и ноты.
Торопиться в этом деле не стоит. Выучив произведение в медленном темпе, вы очень скоро достигнете хорошей технической формы, и необходимый темп со временем придет естественным образом.
Урок №1 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.)
- Знать соответствие длительностей и размеров.
- Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
- Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
- Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
- Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.
Ноты и их запись
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 – головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажковможет быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки нотыотносительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.
), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке.
В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает “четвертями”.
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается “И” .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нотаОсновных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая.
Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой).
Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой.
От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот.
По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда “восьмая” или “шестнадцатая” стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами – точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот – восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте “И” не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой.
Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.
Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) – количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере.
В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта.
Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице.
Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте.
В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях “и” не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя – длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
Можно
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
12